Великомученик Пантелеимон
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

ХРАМ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ПАНТЕЛЕИМОНА

БОГОРОДСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ ГОРОД ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

Телефон храма: +7(49657)4-32-99

Электронная почта: hram-03@mail.ru


144000, Московская обл., г. Электросталь,
ул. Пушкина, д.3 (при ГБУЗ МО ЭЦГБ)
на территории больницы, около родильного отделения.

Таинство Крещения

Как бы значительно не было земное рождение человека, духовное рождение не только не уступает, но даже превосходит его по значению. С Крещения начинается христианская жизнь человека.

«Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую»

«... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»

(Ин. 3, 5)

Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда «примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна». По воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Совершительной формулой Крещения являются слова:
«Крещается раб Божий (имярек) Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Условием принятия Крещения являются покаяние и вера.

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов...» (Деян. 2, 38).

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет...» (Мк. 16, 16).

Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется.

Когда можно крестить ребенка?

По православной традиции ребенка крестят на 40-й день, это связано с тем, что родившей женщине можно входить в храм только по истечении этого периода. Но строгих правил относительно сроков Крещения младенцев все же нет, это можно сделать как раньше, так и позже.

Кто такие крестные?

Крестные обязательно должны быть людьми верующими, воцерковленными. В идеале это вторые родители, которые до совершеннолетия крестного отвечают за его православное образование и воспитание, несут ответственность перед Богом за духовную жизнь крестника. Крестные отец и мать не могут быть в прямом родстве с крещаемым (проще говоря, родители не могут быть крестными у своего ребенка, другие родственники для роли крестных подходят), супружеская пара не может быть крестными у одного ребенка. Если нет возможности сразу найти обоих крестных, то к мальчику приглашают, как правило, крестного отца, а к девочке – крестную мать. Во время процедуры Крещения крестная мать и крестный отец отрекаются за крещаемого от Cатаны, воспринимают его от купели. По мере взросления крестника они могут ходить вместе с ним на службы, вести беседы, приобретать для него иконы, духовную литературу. Однако, при выборе крестных родителей нужно помнить, что в случае смерти родителей по плоти, они должны будут взять на попечение крестных детей и заботиться о них, как о своих собственных. Поэтому подойдите к выбору крестных максимально ответственно.

Что нужно для Таинства Крещения?

Традиционный крестильный комплект для младенца включает:

Нательный крестик можно освятить в храме перед Таинством. Для Таинства Крещения нужны также свечи, которые можно купить прямо в храме.

В нашем храме проводятся огласительные беседы перед крещением. Они проходят по четвергам в 18-00. О дате проведения Таинства Крещения следует заранее договориться с сотрудником храма за свечным ящиком.

Таинство брака

«Брак — постоянная, упорная и будничная жертва людей друг другу. Венцы брачные даны нам как бы в долг, как знаки и символы будущей победы над естественным эгоизмом человеческой природы»

Для православных людей бракосочетание не просто древний обряд или красивый обычай, а именно Таинство, в котором невидимо присутствует Сам Господь:

«... оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика...»

(Ап. Павел, Еф. 5, 31-32)

Несмотря на то, что вступление в супружеский союз является самым радостным событием в жизни двух любящих людей, Церковь на пороге их брачной жизни напоминает, что супружество – это не только чаша наслаждений, но и подвиг, который потребует взаимной поддержки и терпения и за достойное совершение которого их ожидают венцы в Царствии Божием. Брак в христианстве имеет особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.

Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», - единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.

Основная цель жизни человека – услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность «ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача». Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.

Что нужно для венчания?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления. Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Что же нужно для венчания? Для венчания нужно приготовить: две иконы - Спасителя и Божией Матери. Во время таинства ими благословляют жениха и невесту. Эти иконы раньше брались из родительских домов: они передавались через поколения - от родителей к детям.

Также необходимы обручальные кольца - знак вечности и неразрывности брачного союза. Раньше одно из колец должно было быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо своим блеском символизировало солнце, свету которого уподоблялся муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь, как правило, и для жениха, и для невесты покупаются золотые кольца.

Ну и, наконец, венчальные свечи и белые полотенца. Венчальные свечи держат в руках жених и невеста, как знамение любви, которую они отныне должны питать друг к другу и, которая должна быть пламенна и чиста, а также целомудрие и пребывающую благодать Божию. А белые полотенца, на которых стоят жених и невеста, символизируют чистоту брака.

Перед венчанием жениху и невесте необходимо пройти собеседование со священником и договориться о дате и времени венчания заранее.

Таинство покаяния

«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал:
«что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).

По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав:
«приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

От приступающих к таинству покаяния требуется:

  1. вера во Христа, ибо
    «... всякий, верующий в Него, получит прощение грехов именем Его» (Деян., 10 43).
  2. сокрушение о грехах, потому что
    «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7, 10).
  3. намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как
    «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иезек. 33, 19).

Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва.

Коротко о таинстве Исповеди

К исповеди мы должны подготовиться: постараться понять свой грех, чтобы потом в храме исповедать его.

Не надо пытаться объяснить что-либо священнику, думать о том, какое мы производим на него впечатление, упоминать оправдывающие обстоятельства, рассказывать о грехах других людей или подробности своих грехов. Мы должны, со страхом Божиим, помнить, что предстоим пред Богом, Которому не нужно ничего рассказывать или объяснять, ибо Он знает всё, что было, есть, и что будет.

Перед Богом не может оправдаться ни один человек: мы можем только покаяться и исповедать свои грехи. Но грехи надо исповедать твердо, ничего не утаивая.

Если человек намеренно умалчивает о каком-либо своем грехе на исповеди, то делает свое духовное состояние еще более тягостным и безысходным. Если мы не находим в себе сил раскаяться во всех своих грехах, то нужно постараться молитвой из сокрушенного и смиренного сердца просить у Бога благодатной помощи в нашем душевном бессилии.

"Внемлите, - обращается священник к кающимся перед таинством исповеди, - ибо Вы пришли в больницу (где можете получить исцеление от своих страданий), да не уйдете не исцеленными".

Таинство Евхаристии (Причастие)

Евхаристия есть таинство, в котором

  1. хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа;
  2. верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную.

В Евхаристии (греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Божественная Литургия является единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза — призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»

(Мф. 26, 26-28)

Святой Евангелист Лука дополняет повествование Евангелиста Матфея. Преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им:
«сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19)

Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн

О необходимости для спасения причащаться Святых Тайн говорит Сам Господь Иисус Христос:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...»

(Ин. 6, 53-54)

Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа, мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как подготовиться к Причастию

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом — событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений. Начиная с полуночи и до причастия уже ничего не едят и не пьют. Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5—6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу. Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует индивидуально со священником.

Независимо от того, когда совершается Таинство Исповеди — вечером или утром, - в нашем храме всем, кто готовится причаститься Святых Христовых Таин, благословляется присутствовать на всенощном бдении накануне Божественной литургии.

Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению. Молитвы ко Святому Причащению читаются, как правило, утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, могут прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким людям можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Само Таинство Причастия происходит на богослужении, которое называется Литургия. Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной — (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв причастники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят остальные причастники. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары — Тело и Кровь Христовы. По причащении пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После богослужения причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. Остаток дня необходимо провести благочестиво. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зависимости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию.

Святые о Причастии

Святой Алексий Мечёв († 1923):

Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом.

Святой праведный Иоанн Кронштадский:

Бедствие для души — долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.

Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14—15). Оно служит благодатным врачеванием телесных недугов.

Кроме телесного исцеления в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником, с тем чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

Во время Соборования елеем помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино – искупительную Кровь Спасителя. Оставшееся после Таинства освященное масло, называемое соборным, можно при недугах душевных и телесных с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места.

Таинство может происходить как в храме, так и на дому, если человек болен. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с Причастием, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который исповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и соборуется. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год. Женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. Не могут участвовать в таинстве елеосвящения иноверцы, еретики и некрещенные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками и над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании.

Отпевание

Отпева́ние – совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве.

Православная традиция предписывает нам совершать погребение усопших на третий день после его кончины (при этом сам день кончины считается первым, следующий вторым и так далее). Впрочем, день погребения при особой необходимости может избираться и иным. В некоторых случаях отпевание покойного (при невозможности доставить гроб с телом в церковь) может совершаться на дому или в морге. Все практические вопросы по такому отпеванию решаются со священником, его совершающим.

Часто задается вопрос: можно ли молиться об умерших некрещеных людях?
Общецерковное поминовение некрещеных умерших в Православной Церкви не совершается, записки с их именами на Литургию или панихиду подавать не следует. Полагаясь на милосердие Божие, родственники и близкие умерших могут проявлять усердие и молиться о них сами. Опытные духовники советуют в таких случаях молитвенно обращаться к святому мученику Уару (память 1 ноября), в частности - читать канон этому святому. В житии святого мученика Уара повествуется, что он умолил Бога о прощении грехов некрещеных умерших родственников блаженной Клеопатры - женщины, которая позаботилась о сохранении и прославлении его мощей.

В настоящее время распространено так называемое заочное отпевание. Суть его - в том, что гроб с телом покойного в храм не привозится, но последование отпевания совершается в храме, заочно читается разрешительная молитва, а предание земле происходит символически (земля крестообразно сыплется на лист бумаги). В том случае, если усопший уже похоронен, а отпевание еще не совершалось, следует заказать заочное отпевание, а полученные затем от священника разрешительную молитву и землю закопать в могильный холмик.

Церковное отпевание над лицами, сознательно лишившими себя жизни не совершается. Однако в особых случаях (когда совершивший самоубийство находился в невменяемом состоянии - при остром приступе душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя, в так называемом "патологическом опьянении") в порядке исключения отпевание может быть разрешено. Для отпевания человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует обратиться с прошением в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея. От самоубийства следует отличать смерть вследствие собственной неосторожности (случайное падение с высоты и т.п.).

Отпеванием и христианским погребением усопшего христианина, забота о его душе не заканчивается. Желательно совершать молитву – келейную (частную) и общественную (в храме). Об усопшем подают записки на проскомидию и панихиды. Подавший записку не должен рассчитывать лишь на молитву священника по записке, но и молитвенно присутствовать на богослужении.

Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что нет причины для отчаяния, наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.